Эта страничка, надеюсь, будет полезна для тех, кто отважился выбрать в качестве экзаменационных предметов историю и обществознание. Здесь будут разнообразные материалы, ссылки, тесты и т.д. Успехов вам, смельчаки!
Ссылка перевода первичных баллов в тестовые
http://5-ege.ru/shkala-perevoda-ballov-ege-2013/
Здесь вы можете посмотреть несколько планов (задания с 8)
http://pitishevoo.ucoz.ru/publ/podgotovka_k_gia_i_egeh/primery_s_8_sostavlenie_plana/3-1-0-4
Источник: http://www.ctege.info/obschestvoznanie-teoriya-ege/metodicheskie-rekomendatsii-po-otsenivaniyu-zadaniy-ege-po-obschestvoznaniyu-s-razvernutyim-otvetom-chast-s.html
Источник: http://www.ctege.info/ege-2015/izmeneniya-ege-2015-po-obschestvoznaniyu.html
Источник: http://www.ctege.info/ege-2015/izmeneniya-ege-2015-po-obschestvoznaniyu.html
Подготовка к экзаменам: советы психолога
Итак, рекомендую посмотреть презентации по наиболее популярным темам по историиhttp://info-olymp.narod.ru/przist.html
ВСЕ ОБ ЭССЕ!
ЭССЕ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (ЕГЭ): СТРУКТУРА, ФРАЗЫ-КЛИШЕ, ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ
В
едином госэкзамене по обществознанию одним из наиболее сложных заданий является
задание №36 – написание эссе по высказыванию, выбранному из шести предложенных.
Лишь каждый шестой участник тестирования успешно справляется с данным заданием,
получая за его выполнение от 3 до 5 баллов. Поэтому, дабы не потерять ценные
баллы, необходимо уметь грамотно структурировать эссе, правильно приводить
аргументы, избегать типичных ошибок, о чём и пойдёт речь в данной статье.
Критерии оценивания
Для
начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один
важный критерий, то всё эссе пойдёт насмарку. Речь идёт о критерии K1 –
раскрытие смысла высказывания. Если выпускник неверно раскрыл смысл
высказывания, то есть не обозначил поставленную автором проблему, и эксперт выставил
по критерию K1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется, и по остальным
критериям (K2, KЗ) выставляется 0 баллов.
Критерии
оценивания эссе
K1 Раскрытие смысла высказывания
Смысл
высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании 1 балл
Смысл
высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представления о его
понимании 0 баллов
K2 Характер и уровень теоретической
аргументации
Наличие
ошибочных с точки зрения научного обществознания положений ведёт к снижению
оценки по этому критерию на 1 балл
Избранная
тема раскрывается с опорой на соответствующие понятия, теоретические положения
и выводы 2
балла
Приводятся
отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и другими
компонентами аргументации понятия или положения 1 балл
Аргументация
на теоретическом уровне отсутствует (смысл ключевых понятий не объяснён;
теоретические положения, выводы отсутствуют) ИЛИ используются понятия,
положения и выводы, не связанные непосредственно с раскрываемой темой 0 баллов
K3 Качество фактической аргументации
Факты
и примеры почерпнуты из различных источников: используются сообщения СМИ,
материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты
личного социального опыта и собственные наблюдения (приведено не менее двух
примеров из разных источников) 2 балла
Фактическая
аргументация дана с опорой только на личный социальный опыт и житейские
представления
ИЛИ
приведен(-ы) пример(-ы) из источника одного типа 1 балл
Фактическая
информация отсутствует
ИЛИ
приведённые факты не соответствуют обосновываемому тезису 0 баллов
Максимальный
балл 5
баллов
Структура эссе
1.
Цитата.
2.
Проблема, поднятая автором; её актуальность.
3.
Смысл высказывания.
4.
Собственная точка зрения.
5.
Аргументация на теоретическом уровне.
6.
Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы,
подтверждающие верность высказанных суждений.
7.
Вывод.
1. Выбор высказывания
Выбирая
высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что
•
владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
•
чётко понимаете смысл высказывания;
•
можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с
высказыванием или опровергнуть его);
•
знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной
позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны
четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
•
сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также
личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.
2. Определение проблемы высказывания
Для
более чёткой формулировки проблемы предлагаем список возможных формулировок
проблем, которые встречаются наиболее часто:
Основные
проблемы базовых социально-гуманитарных наук
Философия
•
Соотношение материи и сознания.
•
Пространство и время как формы бытия.
•
Движение и развитие как способы существования.
•
Проблема сущности сознания.
•
Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.
•
Бесконечность процесса познания.
•
Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.
•
Соотношение субъекта и объекта познания.
•
Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.
•
Интуиция и ее роль в познании.
•
Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.
•
Эмпирический и теоретический уровни научного знания.
•
Взаимодействие природы и общества.
•
Экологическая проблема и пути ее решения.
•
Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.
•
Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности
личности.
•
Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.
•
Многовариантность общественного развития.
•
Сущность цивилизации.
•
Основные подходы к изучению общества.
•
Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.
•
Духовная жизнь общества.
•
Общественное сознание, его структура и формы.
•
Наука как форма общественного сознания.
•
Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.
•
Религия как форма культуры, тип мировоззрения.
•
Нравственное сознание. Философское понимание морали.
•
Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
•
Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.
•
Роль народных масс и личности в истории.
•
Глобализация общественной жизни.
Социальная
психология
•
Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.
•
Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их
устранения.
•
Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека.
•
Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.
•
Психологический климат коллектива.
•
Человек среди людей.
•
Сущностные характеристики малой группы.
•
Взаимоотношения индивида и группы.
•
Особенности формирования групп.
•
Роли, нормы и статус личности.
•
Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.
•
Самоопределение как выбор собственной позиции.
•
Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.
•
Взаимосвязь основных сфер социализации личности.
•
Национальная идентичность.
•
Социальное взаимодействие.
•
Значение коммуникационного процесса.
•
Сущность социального конфликта.
•
Взаимоотношения личности и коллектива.
•
Источники социального прогресса. Социальное развитие.
•
Семейные взаимоотношения.
•
Конфликт «отцов и детей».
•
Сущность толпы и стадный инстинкт.
•
Социально-психологический портрет лидера.
•
Семейные взаимоотношения.
•
Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных
и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности
в обществе и группе.
Экономика
•
Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих
потребностей.
•
Проблема экономического выбора.
•
Факторы производства и их значение в экономике.
•
Труд как вид деятельности и экономический ресурс.
•
Капитал как экономический ресурс.
•
Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных
преимуществ в экономической деятельности.
•
Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в
современной экономике.
•
Сущность и функции денег в экономике.
•
Эффективность использования ресурсов.
•
Значение общественного разделения труда.
•
Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация.
•
Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе
деятельности и сравнительное преимущество.
•
Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.
•
Роль торговли в развитии общества.
•
Стимулы и эффективность производства.
•
Справедливость в распределении социальных благ.
•
Сущность рыночных отношений.
•
Роль государства в регулировании экономики.
Социология
•
Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные
процессы.
•
Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.
•
Социальные неравенство и борьба.
•
Сохранение стабильности общественной жизни.
•
Поступательное изменение (прогресс) организации общества.
•
Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.
•
Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.
•
Специфические качества города.
•
Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.
•
Процессы передачи информации между социальными группами.
•
Молодёжь как социальная общность.
•
Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.
•
Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и
ценностных ориентаций.
•
Социальная мобильность.
•
Выполнение различных социальных ролей.
•
Наука как социальный институт.
•
Социальные функции науки.
•
Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с
другими общественными институтами.
•
Взаимодействие религии и общества.
•
Семья как социальный институт и малая группа.
•
Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.
•
Отношение человека к труду, его социальная активность.
•
Влияние глобализации на локальную жизнь.
•
Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.
•
Национальное самосознание.
•
Тенденции межнациональных отношений.
•
Межэтнические конфликты.
•
Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.
Политология
•
Политическая система общества и ее роль в жизни общества.
•
Место и роль государства в политической системе общества.
•
Партии и общественные движения в политической системе общества.
•
Особенности современных политических отношений.
•
Субъекты политики.
•
Мировая политика и международные отношения.
•
Типы отношения человека к политике.
•
Регулирование политического поведения и политической деятельности.
•
Соотношение целей и средств в политике.
•
Политический прогресс и его критерии.
•
Соотношение экономики, политики и права.
•
Сущность и особенности политической власти.
•
Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее
типы.
•
Политический режим: понятие и признаки.
•
Сущность демократического режима.
•
Авторитарный режим.
•
Тоталитарный режим.
•
Политическая система общества: понятие, функции и структура.
•
Происхождение государства.
•
Сущность и признаки государства.
•
Государственный суверенитет.
•
Государственная власть как особая разновидность социальной власти.
•
Форма государства и ее элементы.
•
Соотношение общества и государства.
•
Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
•
Соотношение и взаимосвязь государства и права.
•
Правовое государство: понятие и принципы.
•
Разделение властей как принцип правового государства.
•
Государство и личность: взаимная ответственность.
•
Понятие, функции, виды и структура политических партий.
•
Партийные системы.
•
Общественно-политические движения, группы давления.
•
Политические отношения.
•
Политический плюрализм.
•
Сущность и структура политического процесса.
•
Революция и реформа как виды политических преобразований.
•
Политическая модернизация.
•
Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.
•
Политические кампании: их стратегия и тактика.
•
Популизм: понятие и признаки.
•
Прямая и представительная демократия.
•
Политическое решение.
•
Сущность и функции политического лидерства.
•
Политическое сознание: понятие, структура, функции.
•
Роль идеологии в политике.
•
Политическая культура: понятие и структура, типы.
•
Взаимодействие личности, общества и государства.
•
Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и
стремлений, свойственных различным социальным группам.
•
Взаимодействие института права с другими социальными институтами.
Правоведение
•
Право как регулятор общественной жизни.
•
Социальная ценность права.
•
Сущность и специфические признаки государства.
•
Политическая система и роль государства в ней.
•
Право и мораль: сходства и различия.
•
Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.
•
Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.
•
Государство и гражданское общество.
•
Понятие, признаки социального государства.
•
Правовой нигилизм и пути его преодоления.
•
Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.
•
Сущность юридической ответственности.
•
Правовая культура.
После
формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных
условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная
проблема является актуальной в условиях...
•
...глобализации общественных отношений;
•
...формирования единого информационного, образовательного, экономического
пространства;
•
...обострения глобальных проблем современности;
•
...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
•
...развития международной интеграции;
•
...современной рыночной экономики;
•
...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
•
...жесткой дифференциации общества;
•
...открытой социальной структуры современного общества;
•
...формирования правового государства;
•
...преодоления духовного, нравственного кризиса;
•
...диалога культур;
•
...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных
ценностей.
К
проблеме необходимо периодически возвращаться на протяжении всего процесса
написания эссе. Это нужно для того, чтобы верно раскрыть её содержание, а также
случайно не выйти за рамки проблемы и не увлечься рассуждениями, не
относящимися к смыслу данного высказывания (это одна из наиболее распространенных
ошибок во многих экзаменационных эссе).
3. Формулировка основной мысли высказывания
Далее
необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно
высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:
•
«Смысл данного высказывания состоит в том, что...»
•
«Автор обращает наше внимание на то, что...»
•
«Автор убеждён в том, что...»
4. Определение своей позиции к высказыванию
Здесь
можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув определённую
часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение.
При этом можно воспользоваться фразами-клише:
•
«Я согласен с автором в том, что... »
•
«Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»
•
«Автор был прав, утверждая, что...»
•
«На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину
современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в
обществе... одну из проблем современности)»
•
«Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
•
«Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу
согласиться»
•
«А не задумывались ли вы над тем, что...?»
5-6. Аргументация собственного мнения
Далее
следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо
подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины,
теоретические положения.
Аргументация
должна быть осуществлена на двух уровнях:
1.
Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия,
термины, противоречия, направления
научной мысли, взаимосвязи, а также
мнения учёных, мыслителей).
2.
Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
а)
использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б)
обращение к личному опыту.
При
отборе фактов, примеров из общественной жизни и личного социального опыта
мысленно ответьте себе на вопросы:
1.
Подтверждают ли они моё мнение?
2.
Не могут ли они быть истолкованы по-другому?
3.
Не противоречат ли они высказанному мной тезису?
4.
Убедительны ли они?
Предлагаемая
форма позволит строго контролировать адекватность приводимых аргументов и
предотвратит «уход от темы».
7. Вывод
Наконец,
нужно сформулировать вывод. Вывод не должен дословно совпадать с суждением,
данным для обоснования: он сводит воедино в одном-двух предложениях основные
идеи аргументов и подводит итог рассуждений, подтверждающий верность или
неверность суждения, являвшегося темой эссе.
Для
формулирования проблемного вывода могут быть использованы фразы-клише:
•
«Таким образом, можно сделать вывод...»
•
«Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что...»
Оформление эссе
Нужно
помнить, что эссе — небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством.
Поэтому составляется связный текст, используются слова-связки, уделяется
внимание грамотному написанию обществоведческих терминов.
Текст
эссе желательно разбить на абзацы, каждый из которых будет выражать отдельную
мысль. При этом следует соблюдать красную строку.
Готовое
эссе нужно проанализировать на предмет соответствия критериям, используемым для
оценки работы (см. выше).
Кроме
того, дополнительным достоинством эссе является включение в него
•
краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский
философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный
философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии»
и др.);
•
описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее
решению;
•
указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того
значения, в каком они применяются в эссе;
•
указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Требования к работам выпускников
При
всем разнообразии подходов к технологии написания эссе по обществознанию можно
выявить ряд требований, которые в любом случае необходимо выдержать:
1)
адекватное понимание проблемы и смысла высказывания;
2)
соответствие содержания эссе заявленной проблеме;
3)
выделение и раскрытие в эссе основных аспектов проблемы, на которые указывает
автор высказывания;
4)
аспекты проблемы должны быть раскрыты в заданном научном контексте;
5)
четкая определённость позиции учащегося, его отношения к проблеме, к мнению
автора высказывания;
6)
обоснование собственной позиции на теоретическом уровне;
7)
подкрепление приведённых теоретических положений осмысленными фактами
общественной жизни, социального поведения, личного опыта;
8)
логичность рассуждений выпускника;
9)
отсутствие обществоведческих (сущностных, терминологических) и иных
(фактических, логических, этических) ошибок;
10)
соответствие эссе требованиям жанра и нормам русского языка.
К
объёму эссе по обществознанию нет жёстких требований. Он зависит от многих
факторов: сложность темы, уровень подготовки ученика, склад мышления
выпускника, наличие времени. Главное внимание уделяется качеству работы,
адекватности и полноте раскрытия проблемы.
Основные ошибки и
недостатки в работах выпускников
Анализ
работ выпускников позволяет выделить некоторые типичные ошибки, которые
допускаются на различных этапах написания эссе.
При
формулировании проблемы и смысла высказывания автора:
1)
С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано
с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой
стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках,
в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе.
2)
Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого
словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам.
3)
Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или
неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих
знаний.
4)
Подмена проблемы авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит
разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая,
предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг
другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на
поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной
мысли.
При
высказывании и аргументации собственной позиции:
1.
Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником
требований к эссе по обществознанию, его структуре.
2.
Довод выпускника лишь повторяет высказывание.
3.
Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения
рассматриваемого понятия, подмена понятий.
4.
Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный
опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым
положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает
существенных моментов).
5.
Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В
результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения
и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств
в эссе.
6.
Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и
выстраивать причинно-следственные связи.
Для
удобства на черновике можно составить таблицу с основными идеями, например:
Примеры
для работы с выказывания
1.
Цитата «Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы,
увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».
(Ф.Аквинский)
2.
Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема
сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях
современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и
взаимосвязи людей друг с другом.
3.
Смысл высказывания Главным проявлением
сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека
определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор
уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои
действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать
на индивида.
4.
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Способы сознательного регулирования
поведения человека.
Свобода
и ответственность в поведении человека.
Пределы,
в которых осуществляется выбор.
Роль
социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в
обществе.
5.
Примеры 1. Солдат, исполняющий приказ, не
несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении
обязанностей, так как у него нет свободы выбора.
2.
Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в
состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его
в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной
ответственности.
1.
Цитата «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».
(В.Г.
Белинский)
2.
Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема
биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.
3.
Смысл высказывания Автор утверждает, что
человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу
и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в
становлении личности.
4.
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Человек – живой организм, биологические
потребности, биологически наследуемые черты.
Понятие
социализации, её этапы, механизмы, направления.
Агенты
социализации.
Роль
социального контроля в формировании личности.
5.
Примеры 1. Длительное отсутствие сна у
человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному
поведению, самоконтролю.
2.
Факты существования детей-маугли.
1.
Цитата «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их
существования».
(Лао-Цзы)
2.
Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема
характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности
государственной власти является актуальной в условиях современных политических
процессов, происходящих в мире.
3.
Смысл высказывания Автор утверждает, что
степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти
зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма,
средств и методов воздействия на общество.
4.
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Какими
качествами обладают правители – великие мудрецы?
При
каких условиях государственная власть не раздражает общество?
Государство
должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных.
Оно
должно реализовывать принцип социальной справедливости.
Преобладающим
методом должно стать убеждение, а не принуждение.
Нравственный,
моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.
5.
Примеры 1. Реализация идеи социального
партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и
взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые
высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми
людьми.
2.
Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная,
агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества,
многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи
простых граждан.
1.
Цитата «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода
другого».
(М.Бакунин)
2.
Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема свободы личности в
обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.
3.
Смысл высказывания Автор утверждает, что
абсолютной свободы в обществе быть не может.
4.
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие свободы.
Границы
свободы.
Свобода
и ответственность.
Социальные
гарантии свободы.
Закон
как ограничитель свободы в правовом государстве.
5.
Примеры 1. Право слушать громкую музыку,
заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно
препятствовать осуществлению права на отдых других людей.
2.
Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается
требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.
1.
Цитата «Культура есть неотвратимый путь человека и человечества».
(Н.
Бердяев)
2.
Проблема, поднятая автором, её актуальность Проблема
культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и
все результаты этого преобразования.
ИЛИ
Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и
способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения
и развития человечества.
3.
Смысл высказывания Автор утверждает, что
общество не может существовать, не создавая культуру.
4.
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие
культуры в широком и узком смысле слова.
Виды
культуры: индивидуальная, коллективная.
Типология
культуры: народная, массовая, элитарная.
Проблема
диалога культур.
Роль
культуры в формировании личности индивида.
5.
Примеры 1. Школьница пишет стихи,
занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру.
2. Проявления молодежных субкультур и т. д. Ссылка перевода первичных баллов в тестовые
http://5-ege.ru/shkala-perevoda-ballov-ege-2013/
Здесь вы можете посмотреть несколько планов (задания с 8)
http://pitishevoo.ucoz.ru/publ/podgotovka_k_gia_i_egeh/primery_s_8_sostavlenie_plana/3-1-0-4
Перейдя по этой ссылке: http://www.examen.ru/ege-testing/tests-list вы можете потренироваться в прохождении он-лайн тестов по всем предметам, включая историю.
Источник: http://www.ctege.info/obschestvoznanie-teoriya-ege/metodicheskie-rekomendatsii-po-otsenivaniyu-zadaniy-ege-po-obschestvoznaniyu-s-razvernutyim-otvetom-chast-s.html
Источник: http://www.ctege.info/ege-2015/izmeneniya-ege-2015-po-obschestvoznaniyu.html
Источник: http://www.ctege.info/ege-2015/izmeneniya-ege-2015-po-obschestvoznaniyu.html
Любой экзамен: будь то выпускной или вступительный –
представляет собой стрессовую ситуацию для того, кто его сдает. Особенно велик
стресс в случае выпускных и вступительных экзаменов. Подготовка к экзаменам
сопровождается высокими эмоциональными, интеллектуальными и физическими
нагрузками.
Напряжение нарастает из-за:
- высокой личной
значимости будущего поступления в высшее учебное заведение (ВУЗ) –
Обучение в вузе связывается с выбором жизненного пути, построением карьеры,
личным успехом и т.п.
- возникшей угрозы
снижения самоценности – В случае неудачи на экзамене появляется или
усиливается негативная установка «Я плохой», «Я глупый», «Я неудачница» и
т.п.
- неопределенности
конечного результата – Даже при достаточной усердной и добросовестной
подготовке существует некоторая вероятность не пройти испытания.
- необходимости
повторения, а нередко и освоения, большого объема информации –
Выпускные экзамены требуют достаточно глубоких знаний практически каждого
учебного предмета за весь период обучения в школе.
- дефицита времени –
Недостаток времени возникает из-за необходимости готовиться к выпускным и
вступительным экзаменам в очень сжатые сроки.
- постоянного накопления
эмоционального напряжения – Эмоциональное напряжение, сохраняющееся
после сдачи очередного экзамена, усиливает напряженность перед
последующим, что приводит к утомлению, появлению чувства опустошенности и
беспомощности.
- высокой ответственности
перед педагогами, а также родителями, ближайшими родственниками и друзьями
– Каждый педагог связывает с выпускным классом определенные ожидания,
например,все ученики закончат обучение на «хорошо» и «отлично». У
большинства родителей также появляются дополнительные ожидания по
отношению к детям, их карьере, будущему жизненному успеху и т.п. Многие из
них вспоминают собственный успех или неудачу на выпускных экзаменах,
собственный опыт карьерного роста.
Успех на выпускных экзаменах связан не только с глубоким знанием
учебных предметов. Он во многом определяется высокой самодисциплиной, умением
контролировать время подготовки и отдыха, способностью к преодолению
эмоциональных и интеллектуальных нагрузок и барьеров. Научиться преодолевать
лень, тревогу и усталость можно с помощью несложных приемов,которые предлагают
психологи. Их применение помогает:
- ослабить эмоциональное
напряжение;
- сохранить хорошее
самочувствие и настроение.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ
– Для ослабления эмоционального напряжения целесообразно использовать приемы и
упражнения, направленные на тренировку
- оптимального планирования
времени;
- внимания;
- памяти;
- эмоциональной устойчивости.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПТИМАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ВРЕМЕНИ:
Упражнение «Слоновая техника» – Упражнение
используется при решении больших и очень больших задач. В основе техники –
деление большой задачи на маленькие, каждодневные задачи. Главную задачу
следует вообразить ввиде слона. Например, при подготовке к экзамену по
литературе в виде слона можно вообразить все художественные произведения, содержание
которых необходимо знать. Конкретные произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого
и т.п. представляются ввиде ушей, хвоста, ног, хобота и других частей тела
воображаемого слона. Решение маленьких задач, т.е. чтение и анализ отдельных
произведений, поможет поглотить «слона» в целом.
Инструкция: При выполнении упражнения «Слоновая
техника» пользуйтесь следующими конкретными правилами:
- относитесь спокойно к
большим «слонам»;
- воспринимайте всех «слонов»
как захватывающие ваше сознание возможности;
- в своем воображении
разрежьте «слона» на маленькие удобные кусочки;
- сосредоточьтесь на задачах
дня и «заглатывайте» кусочки каждый день;
- позаботьтесь о том, чтобы
съедать одного и того же «слона», пока от него ничего не останется, а
затем принимаетесь за другого.
Упражнение «Вопросы к себе» – Упражнение
направлено на структурирование объема и этапов работы, на творческую
организацию времени. Его целесообразно применять при появлении большого
количества задач, которые надо решать в сжатые сроки.
Инструкция: Непосредственно перед каждым важным этапам
подготовки к экзамену задавайте себе следующие вопросы:
- Какова моя цель на этом
этапе?
- Сколько времени в моем
распоряжении?
- Как лучше использовать это
время?
- Какие задачи нужно решить в
первую очередь?
- В какой последовательности
должны решиться эти задачи?
- Что нужно подготовить для
решения каждой задачи?
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ:
Упражнение «Прогулка» – Упражнение направлено
на тренировку наблюдательности, объема внимания, зрительной памяти.
Инструкция: Вспомните какую-либо другую знакомую улицу
того города, в котором вы живете. Затем представить себе прогулку по какой-либо
стороне этой улицы. Гуляя в своем воображении по левой или правой стороне
улицы, вспомните и назовите вслух (или запишите в тетради) все стоящие на ней
дома, театры, магазины, автобусной остановки. Вспоминать надо дом за домом,
ничего не пропуская.
При случае можно проверить себя, насколько хорошо вы помните эту
часть города.
Упражнение «Спички» – Упражнение направлено на
тренировку наблюдательности, объема внимания и зрительной памяти.
Инструкция: Приготовьте коробок спичек и лист газеты
(или платок). Возьмите из коробка несколько спичек, не пересчитывая. Бросьте их
на стол перед собой. Сосчитайте до трех и накройте газетой.
Спросите себя, сколько спичек Вы бросили? Восемь?
Возьмите из коробки восемь спичек и на открытой части стола
разложите их так, как те, что лежат под газетой (или платком).
Проверьте себя: откройте на две секунды лист, исправьте ошибки и
проверьте себя снова.
Упражнение «Юлий Цезарь» – Упражнение
направлено на тренировку распределения внимания. В его основе одновременное
выполнение нескольких действий.
Инструкция:
- Перемножьте в уме 36 на 24.
Одновременно записывайте на листе бумаги хорошо известное стихотворение.
- Наоборот: читайте вслух
стихи и одновременно на листе бумаги умножайте 36 на 24.
- Читайте вслух незнакомый
текст, одновременно выполняя в уме какие-либо вычисления.
- Переписывайте из книги
текст, одновременно производя вычисления в уме.
- Делайте то же самое, но у
громкоговорящего приемника, телевизора.
- Делайте то же самое, но
попросите окружающих задавать Вам вопросы. Отвечайте на них, не прекращая
переписывать текст из книги.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ :
Упражнение «Утро» – Упражнение направлено на
тренировку эмоциональной памяти, способности контролировать эмоциональные
реакции, спонтанное проявление чувств.
Инструкция: Выберите утром 10 минут покоя. Продумайте
порядок своих дел в течение дня. При этом отвечайте на такие задаваемые себе
вопросы:
- Предполагаю, что
наступающий день пройдет нормально. Смогу ли я выполнить все, что
запланировано? Если нет, то, какие дела необходимо выполнить в первую
очередь, какие дела наиболее важны, а что можно не делать?
- Какие неприятные ситуации
ожидают меня? Неизбежны ли они? Если да, то, как я собираюсь вести себя в
неприятной ситуации?
- Какие радости меня ожидают
сегодня? Если никаких радостей не предвидятся, то, что я могу сделать с
удовольствием, с охотой? Могу ли я это себе позволить сегодня?
Обдумывание предстоящего дня заканчивается тем, что можно
вспомнить несколько строк любимого стихотворения, любимой песенки, приятные
переживания, комплименты в свой адрес и т.п.
Главное в этом упражнении – убежденность в том, что все зависит
от Вас, от Вашей воли и решительности».
Упражнение «Вечерний взгляд назад» – направлено
на тренировку долговременной памяти и обеспечение эмоционального равновесия.
Инструкция: Вечером, перед сном вспомните весь
прошедший день: от подъема до настоящей минуты. Этот обзор должен быть образным
и протекать перед глазами, как фильм. Важно при этом оставаться наблюдателем
дневных событий и самого себя. Вы видите себя читающим учебник, разговаривающим
с друзьями по телефону, отвечающим на вопросы родителей и т.п. При этом
воспоминания о событиях должны идти по порядку.
Главная установка в этом упражнении – отделение самого себя от
себя, а также от окружающих людей, вещей. Взгляд на себя как на постороннего
участника событий.
Упражнение «Экспресс-сочинение» – Упражнение
направлено на тренировку образной памяти.
Инструкция: Возьмите наугад десять существительных, не
связанных между собой. Добавляя любые другие слова, напишите логически связное
сочинение. Разрешается изменять число и склонять выбранные существительные.
Попробуйте за 3-5 минут написать короткое сочинение, состоящее
из следующих слов: дверь, верфь, грач, босс, жгут, зонт, друг, лифт, марш,
краб.
Пример такого сочинения: «Босс встретился со своим другом по
кличке «Краб». Намечалась серьезная операция по доставке японских зонтов. Они
вошли в лифт новой высотной гостиницы «Грач» и прокрались в дверь своего
номера. Раздались звуки марша. Затем по радио передавали, что загорелась верфь и
что необходим жгут для оказания помощи».
Постепенно задание усложняется. Пример усложненного задания –
написать сочинение из десяти слов, начинающихся с одной буквы, например «п».
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:
Упражнение «Полчаса,которые принадлежат только мне» –Упражнение
направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций.
Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после
занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы.
Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте
стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.
В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса,которые
проведете исключительно по собственному желанию.
Упражнение «Круговая кинолента» – Упражнение
направлено на тренировку навыка контроля чувств
Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого
фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте»
первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий.
Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого
до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом
кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном
порядке с нарастающей скоростью.
Итак, рекомендую посмотреть презентации по наиболее популярным темам по историиhttp://info-olymp.narod.ru/przist.html
ГИА по истории России 2014
ГИА по истории России не является обязательным экзаменом для сдачи в 9-м классе. Сдается выпускниками по собственному выбору или если такой выбор устанавливается на региональном уровне - в этом случае экзамен сдают все выпускники 9-х классов области или района.
Общие цифры ГИА по истории России
Время проведения экзамена – 180 минут (3 часа).
Дополнительные материалы – на экзамене по истории не используются.
Минимальный балл (соответствует тройке) — 13.
Максимальный балл – 44.
Количество заданий – 35.
Структура теста ГИА по истории России
По сравнению с 2013 годом структура теста не претерпела никаких изменений и в 2014 году школьники будут сдавать такой же экзамен, что и годом ранее. Все задания экзамена по истории разделены на три группы сложности:
часть 1 — 22 заданий с выбором варианта ответа из нескольких предложенных;
часть 2 — 8 вопросов с кратким ответом на установление соответствия, выбор более одного правильного ответа или короткий ответ без предложения вариантов;
часть 3 — 5 задания, требующие развернутого ответа на вопрос в объеме 2—3 предложений.
Вот здесь вы сможете скачать демоверсию ГИА 2013 по истории:http://www.examen.ru/assets/files/GIA_tests/gia_2013/GIA9history2013.pdf
В этом разделе Вы сможете бесплатно скачать демонстрационные варианты тестов ГИА 2014 и прошлых лет: http://www.examen.ru/add/gia/gia-tests, здесь же есть и тесты по обществознанию.
ГИА по обществознанию – не
является обязательным экзаменом при окончании 9-го класса. Многие ученики
осознано выбирают этот предмет как дополнительный для сдачи потому, что
обществознание требуется для поступления в профильные 10-е классы с уклоном на гуманитарные
науки, а также может быть первым этапом подготовки к ЕГЭ, который будет через 2
года.
Общие цифры ГИА по
обществознанию
Время проведения экзамена: 180 минут (3 часа).
Разрешенные материалы: отсутствуют.
Минимальный балл (соответствует тройке): 15.
Максимальный балл: 39.
Количество заданий: 31.
Структура теста ГИА
по обществознанию
Экзамен по обществознанию состоит из 31 задания,
распределенных на три части по сложности:
- часть 1 – 20 заданий стандартного уровня сложности, для
выполнения которых требуется выбрать один правильный ответ из четырех;
- часть 2 – 5 заданий
повышенной сложности, для решения которых придется установить соответствие
между понятиями или дать краткий ответ самостоятельно – без предложенных
вариантов;
- часть 3 – 6 заданий высокой степени сложности,
предполагают написание сдающим развернутого ответа на поставленный вопрос с
демонстрацией высоких знаний по предмету и умения анализировать приведенные
данные; задания группы С выполняются по приведенному отрывку текста.
Комментариев нет:
Отправить комментарий